- Главная /
- Противопожарные системы /
- Пожарные сигнализации (АПС) /
- Техническое обслуживание АПС
Техническое обслуживание АПС
Своевременное обслуживание автоматической пожарной сигнализации входит в обязанности собственника оборудованных ею объектов. Ответственность за неправильную работу или отказ системы АПС может быть разной — от штрафа и временного прекращения деятельности до уголовного наказания, если это стало причиной гибели людей. Федеральный закон "О мерах противопожарной безопасности" устанавливает как норму обеспечение производственных, торговых, общественных и жилых зданий системами АПС и средствами пожаротушения. Этот же закон требует от собственника объекта организации регламентного и оперативного обслуживания таких систем с целью поддержания работоспособности и предотвращения отказов.
Кто и в какие сроки может проводить обслуживание АПС
Порядок технического и регламентного обслуживания систем пожарной сигнализации устанавливается в соответствии с паспортными данными оборудования и требованиями производителей приборов. Регламентирующие документы (приказы и Методические рекомендации МЧС) указывают, что собственник объекта обязан ежеквартально проводить проверку работоспособности АПС, привлекая к ее выполнению специалистов лицензированной организации.
Технические мероприятия по обслуживанию могут выполнять только специалисты компаний с лицензий МЧС и в соответствии с планом, составленным на основе документации (паспорта) системы и согласованным с собственником объекта. План-график составляется на год, выполнение всех его этапов фиксируется в документации, проведение работ удостоверяется Актом.
Кто отвечает за организацию обслуживания АПС на объекте
ФЗ №69 "О пожарной безопасности" устанавливает круг лиц, в обязанности которых входит организация обслуживания систем пожарной безопасности.
Ответственность за проведение работ и последствия нарушений регламента ложаться на:
- собственники (владельцы) объектов, зданий и сооружений;
- лица, которым передано управление объектами или право распоряжения ими, в том числе и арендаторы;
- руководители предприятий и компаний, осуществляющих деятельность на объекте полностью или на отдельной части, в здании и сооружений;
- назначенные ответственными за пожарную безопасность должностные лица и сотрудники.
Сотрудничество с лицензированной компанией по обслуживанию АПС должно быть закреплено договором с указанием порядка проведения работ и ответственных лиц. Без договора, актов выполненных работ и текущей документации проверяющие МЧС сочтут обслуживание не проведенным.
Порядок технического обслуживания пожарной сигнализации
Проводные и беспроводные системы АПС относятся к слаботочным комплексам оборудования, которое должно обеспечивать ряд функций:
- обнаруживать возгорания по наличию дыма, подъему температуры, иным специфическим признакам с помощью датчиков;
- обеспечивать передачу сообщения о наличии признаков горения через контроллеры на центральную контрольную панель;
- обрабатывать данные для передачи информации на автоматические системы пожаротушения, системы оповещения, пульты диспетчеров (охраны);
- обеспечивать периодическое подтверждение работоспособности отдельных компонентов, шлейфов или частей системы и выявление отказов методами автоматической диагностики.
Из этого следует, что обслуживание АПС включает все мероприятия, позволяющие обеспечить работу датчиков и сканеров, средств преобразования и передачи сигнала, формирования оповещения.
Поскольку современная система автоматической пожарной сигнализации представляет собой комплекс функционально объединенных устройств и компонентов, в регламент обслуживания включаются операции, предусмотренные производителями:
- проверка датчиков и сканеров на срабатывание, чувствительность, запыленность с устранением неполадок;
- прозвон проводных сетей передачи сигнала, проверка на целостность кабелей;
- проверка и восстановление работоспособности системы питания, ИБП, оборудования управления питанием;
- проверка, регулировка и замена контроллеров, контрольных панелей, устройств связи
- проверка взаимодействия компонентов, шлейфов и систем, связанных с АПС (оповещения, пожаротушения), устранение неполадок.
Особенность АПС состоит в том, что при проведении регламентного, сервисного и оперативного обслуживания не должно прерываться нормальное взаимодействие частей и компонентов, не допускается вызванное действиями специалистов случайное срабатывание пожарной сигнализации и системы пожаротушения.
Некоторые особенности и виды обслуживания АПС
Регламент обслуживания разрабатывается по основной технической документации (Паспорту АПС) и фиксируется по разделам. Единого свода правил или стандартов не предусмотрена, общие указания содержатся в Методических рекомендациях МЧС и технологической (проектной) документации на слаботочные системы.
Виды техобслуживания автоматических систем пожарной сигнализации
Регламентное — проводится в соответствии с годовым план-графиком, фиксируется в документации, закрепляется актом, который подписывает представитель исполнителя и ответственное за ПБ лицо.
Внеплановое — после нештатного срабатывания АПС, после замены элементов с учетом зоны срабатывания, шлейфа, выявления неисправности, сообщения о задымлении адресного извещателя.
Контрольное — проверка питания и состояния ИБП, контроль работы системы в дежурном и диагностическом режиме, опрос извещателей.
Документы по проведению техобслуживания АПС
У ответственного за ПБ лица должны быть оформлены документы — перечень работ по обслуживанию АПС на каждый месяц, состав работ в виде технологических карт для всех видов оборудования по регламентам производителей.
Кроме того, обязательно наличие:
- проектной документации и паспорта системы;
- паспортов и сертификатов на компоненты системы и устройства;
- перечней и графиков ТО, годового план-графика, журнала учета работ, журнала учета неисправностей;
- протокола испытаний, акта ввода в эксплуатацию, договора на обслуживание АПС с лицензированной компанией, ДИ для ответственного за ПБ лица.
Обслуживающая компания ведет "Журнал регистрации работ по техобслуживанию АПС", хранящийся на объекте, при этом большинство современных систем имеет собственные средства фиксации событий, в том числе неполадок, проверок, устранения проблем и замены отдельных компонентов.
Наши услуги по ТО системы пожарной сигнализации
Наша компания предлагает проведение технического регламентного, внепланового и контрольного обслуживания систем АПС по договору (с лицензией) и на условиях общего аутсорсинга пожарной безопасности. Цена ТО АПС и общая стоимость обслуживания автоматической пожарной сигнализации формируется в зависимости от состава работ и сложности системы. Для бюджетных организаций применяются расценки в соответствии с ТСН и корректирующими коэффициентами.
Выполняем весь комплекс работ, ведем необходимую документацию. Для уточнения условий сотрудничества свяжитесь с нашими специалистами по телефону или через форму на сайте компании.
Наши контакты
Наш телефон:
+7(499) 348-80-15Наша почта:
SiriusSB@mail.ruГрафик работы:
с 8:00 до 19:00Наш адрес:
г. Москва, ул. Б.Косинская,дом 18Б, офис 22