Техническое обслуживание АПС

Своевременное обслуживание автоматической пожарной сигнализации входит в обязанности собственника оборудованных ею объектов. Ответственность за неправильную работу или отказ системы АПС может быть разной — от штрафа и временного прекращения деятельности до уголовного наказания, если это стало причиной гибели людей. Федеральный закон "О мерах противопожарной безопасности" устанавливает как норму обеспечение производственных, торговых, общественных и жилых зданий системами АПС и средствами пожаротушения. Этот же закон требует от собственника объекта организации регламентного и оперативного обслуживания таких систем с целью поддержания работоспособности и предотвращения отказов. 

Кто и в какие сроки может проводить обслуживание АПС 

Порядок технического и регламентного обслуживания систем пожарной сигнализации устанавливается в соответствии с паспортными данными оборудования и требованиями производителей приборов. Регламентирующие документы (приказы  и Методические рекомендации МЧС) указывают, что собственник объекта обязан ежеквартально проводить проверку работоспособности АПС, привлекая к ее выполнению специалистов лицензированной организации. 

Технические мероприятия по обслуживанию могут выполнять только специалисты компаний с лицензий МЧС и в соответствии с планом, составленным на основе документации (паспорта) системы и согласованным с собственником объекта. План-график составляется на год, выполнение всех его этапов фиксируется в документации, проведение работ удостоверяется Актом. 

Кто отвечает за организацию обслуживания АПС на объекте 

ФЗ №69 "О пожарной безопасности" устанавливает круг лиц, в обязанности которых входит организация обслуживания систем пожарной безопасности.

Ответственность за проведение работ и последствия нарушений регламента ложаться на:

  • собственники (владельцы) объектов, зданий и сооружений;
  • лица, которым передано управление объектами или право распоряжения ими, в том числе и арендаторы;
  • руководители предприятий и компаний, осуществляющих деятельность на объекте полностью или на отдельной части, в здании и сооружений;
  • назначенные ответственными за пожарную безопасность должностные лица и сотрудники. 

Сотрудничество с лицензированной компанией по обслуживанию АПС должно быть закреплено договором с указанием порядка проведения работ и ответственных лиц. Без договора, актов выполненных работ и текущей документации проверяющие МЧС сочтут обслуживание не проведенным. 

Порядок технического обслуживания пожарной сигнализации 

Проводные и беспроводные системы АПС относятся к слаботочным комплексам оборудования, которое должно обеспечивать ряд функций:

  • обнаруживать возгорания по наличию дыма, подъему температуры, иным специфическим признакам с помощью датчиков;
  • обеспечивать передачу сообщения о наличии признаков горения через контроллеры на центральную контрольную панель;
  • обрабатывать данные для передачи информации на автоматические системы пожаротушения, системы оповещения, пульты диспетчеров (охраны);
  • обеспечивать периодическое подтверждение работоспособности отдельных компонентов, шлейфов или частей системы и выявление отказов методами автоматической диагностики.  

Из этого следует, что обслуживание АПС включает все мероприятия, позволяющие обеспечить работу датчиков и сканеров, средств преобразования и передачи сигнала, формирования оповещения. 

Поскольку современная система автоматической пожарной сигнализации представляет собой комплекс функционально объединенных устройств и компонентов, в регламент обслуживания включаются операции, предусмотренные производителями:

  • проверка датчиков и сканеров на срабатывание, чувствительность, запыленность с устранением неполадок;
  • прозвон проводных сетей передачи сигнала, проверка на целостность кабелей;
  • проверка и восстановление работоспособности системы питания, ИБП, оборудования управления питанием;
  • проверка, регулировка и замена контроллеров, контрольных панелей, устройств связи
  • проверка взаимодействия компонентов, шлейфов и систем, связанных с АПС (оповещения, пожаротушения), устранение неполадок. 

Особенность АПС состоит в том, что при проведении регламентного, сервисного и оперативного обслуживания не должно прерываться нормальное взаимодействие частей и компонентов, не допускается вызванное действиями специалистов случайное срабатывание пожарной сигнализации и системы пожаротушения. 

Некоторые особенности и виды обслуживания АПС 

Регламент обслуживания разрабатывается по основной технической документации (Паспорту АПС) и фиксируется по разделам. Единого свода правил или стандартов не предусмотрена, общие указания содержатся в Методических рекомендациях МЧС и технологической (проектной) документации на слаботочные системы. 

Виды техобслуживания автоматических систем пожарной сигнализации

Регламентное — проводится в соответствии с годовым план-графиком, фиксируется в документации, закрепляется актом, который подписывает представитель исполнителя и ответственное за ПБ лицо. 

Внеплановое — после нештатного срабатывания АПС, после замены элементов с учетом зоны срабатывания, шлейфа, выявления неисправности, сообщения о задымлении адресного извещателя. 

Контрольное — проверка питания и состояния ИБП, контроль работы системы в дежурном и диагностическом режиме, опрос извещателей. 

Документы по проведению техобслуживания АПС 

У ответственного за ПБ лица должны быть оформлены документы — перечень работ по обслуживанию АПС на каждый месяц, состав работ в виде технологических карт для всех видов оборудования по регламентам производителей.

Кроме того, обязательно наличие:

  • проектной документации и паспорта системы;
  • паспортов и сертификатов на компоненты системы и устройства;
  • перечней и графиков ТО, годового план-графика, журнала учета работ, журнала учета неисправностей;
  • протокола испытаний, акта ввода в эксплуатацию, договора на обслуживание АПС с лицензированной компанией, ДИ для ответственного за ПБ лица. 

Обслуживающая компания ведет "Журнал регистрации работ по техобслуживанию АПС", хранящийся на объекте, при этом большинство современных систем имеет собственные средства фиксации событий, в том числе неполадок, проверок, устранения проблем и замены отдельных компонентов. 

Наши услуги по ТО системы пожарной сигнализации 

Наша компания предлагает проведение технического регламентного, внепланового и контрольного обслуживания систем АПС по договору (с лицензией) и на условиях общего аутсорсинга пожарной безопасности. Цена ТО АПС и общая стоимость обслуживания автоматической пожарной сигнализации формируется в зависимости от состава работ и сложности системы. Для бюджетных организаций применяются расценки в соответствии с ТСН и корректирующими коэффициентами. 

Выполняем весь комплекс работ, ведем необходимую документацию. Для уточнения условий сотрудничества свяжитесь с нашими специалистами по телефону или через форму на сайте компании. 

logo

Наши контакты

Наш телефон:

+7(499) 348-80-15

Наша почта:

SiriusSB@mail.ru

График работы:

с 8:00 до 19:00

Наш адрес:

г. Москва, ул. Б.Косинская,
дом 18Б, офис 22

Получить
консультацию

Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности